Создать аккаунт
Войти





24.9 MB

Twitter Facebook Google Livejournal Pinterest

Скачать том 19 психологический журнал


Описание: Скачать том 19 психологический журнал
Имя файла: tom-19-psihologicheskiy-zhurnal
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Том 19 №6 1998

К 100-летию со дня рождения П.К. Анохина

© 1998 г. Ю. И. Александров, В. Н. Дружинин ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ПСИХОЛОГИИ

В статье, посвященной 100-летию со дня рождения создателя теории функциональных систем (ТФС) академика П.К. Анохина, рассматривается специфика ТФС в сопоставлении с другими вариантами системного подхо­да, для того чтобы ответить на вопрос, почему именно ТФС оказалась на­иболее эффективным и приемлемым для психологов вариантом реализа­ции системного подхода. Выделены изменения методологии, задач и мето­дов исследования, которые явились следствием применения ТФС в психофизиологии, психологии восприятия, индивидуальных различий, про­фессиональной деятельности и способностей. Потенциал ТФС в психоло­гии связывается с использованием как классических положений ТФС, сформулированных еще при жизни Анохина, так и результатов ее дальней­шего развития, в том числе и описанных в настоящей статье.

Ключевые слова: теория функциональных систем, системный подход, системная психофизиология, восприятие, профессиональная деятельность, способности, индивидуальные различия.

Петр Кузьмич Анохин, чей путь из лаборатории В.М. Бехтерева в лабораторию И.П. Павлова определялся целью использовать именно физиологические методы в своих исследованиях (см. в [52]), в то же время принимал самое деятельное участие в создании Института психологии АН СССР и характеризовался как "гигант советской психологии" [52]. И эта оценка - не преувеличение и не ошибка. Теория функцио­нальных систем (ТФС), разработанная Анохиным [9, 10], оказала существеннейшее влияние не только на психофизиологию, став методологической базой системного подхода к изучению нейрофизиологических основ психики [22, 36] и нового направ­ления в психологии - системной психофизиологии [4, 6, 25, 34, 47, 49], но также и на другие области психологии, такие, как, например, нейропсихология [23], психология индивидуальных различий [29, 30], профессиональной деятельности и способностей [39, 40], восприятия [12] и развития [31], на стратегию комплексного исследования человека [1]. Следует заметить, что, хотя системный подход, вариантом которого яв­ляется ТФС, может быть оценен как междисциплинарная методология, в "общест­венных" науках потребность в нем была обусловлена наряду с общенаучными и не­которыми частными причинами. Многие исследователи, работавшие в области наук, отнесенных к общественным, испытывали нужду в эмансипации от навязываемой "сверху" догматики, а также в признании специфики своего предмета и метода со сто­роны естественников. Может быть, в особой степени последнее было существенно для психологии, находящейся на стыке общественных и естественных наук. Поэтому системный подход явился своеобразной палочкой-выручалочкой: его можно было использовать в качестве конкретной методологии при планировании и проведении

исследований и вместе с тем он позволял в известной мере учесть сложность и уни­кальные особенности предмета исследований, в частности - психики.

Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы, рассмотрев специфику ТФС в сопоставлении с другими вариантами системного подхода, выделить те изменения ме­тодологии, задач и методов исследования структуры и динамики субъективного ми­ра, которые явились следствием применения ТФС в психологии.

I. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Системный подход- не новость в науке, в частности в психологии [20]. И до нача­ла 70-х гг. XX в. он присутствовал в имплицитной форме в теориях, моделях, влиял на формирование научных программ. В то же время очевидно, что понимание сис­темности изменялось на последовательных этапах развития науки [26]; неодинаково оно и для разных вариантов системного подхода, существующих на одном и том же этапе [9]. Поэтому одного провозглашения системного подхода в качестве основного недостаточно для его действительного использования в конкретном исследовании. Почему же именно теория П.К. Анохина оказалась наиболее эффективным и прием­лемым для психологов вариантом реализации системной методологии? В чем состоит отличие ТФС от других вариантов системного подхода, и чем определяется её особое значение для психологии?

В отличие от других вариантов системного подхода в ТФС было разработано представление о системообразующем факторе, который, являясь неотъемлемым компонентом системы, ограничивает степени свободы ее элементов, создавая упоря­доченность их взаимодействия, и оказывается изоморфным для всех систем, позво­ляя использовать систему для анализа самых разных объектов и ситуаций. Этот фак­тор - результат системы, под которым понимается полезный приспособительный эффект в соотношении организма и среды, достигаемый при реализации системы. Таким образом, в качестве детерминанты поведения и деятельности с точки зрения ТФС рассматривается не прошлое по отношению к ним событие - стимул, а будущее -результат. Включение в концептуальный аппарат системного подхода изоморфного системообразующего фактора - результата действия, кардинально изменившее по­нимание детерминации поведения, является первым важнейшим признаком, отлича­ющим ТФС от других вариантов системного подхода.

Каким образом результат - событие, которое наступит в будущем, может детер­минировать текущую активность, быть ее причиной? Анохин решил этот "временной парадокс", использовав понятие о модели будущего результата - цели, которая и высту­пает в качестве такой детерминанты, и разработав представление об акцепторе резуль­татов действия, формируемом до реального появления результата и содержащем его прогнозируемые параметры.

Естественнонаучные и вообще экспериментальные методы сочетаются, как пра­вило, с каузальным объяснением поведения и деятельности. Заслуга Анохина состо­ит не в том, что он использовал понятие цели в анализе поведения (целенаправлен­ность поведения была очевидна уже для Аристотеля), а в том, что, введя представле­ние об акцепторе результатов действия, он устранил противоречие между каузальным и телеологическим описанием поведения.

На основании данных, полученных в самых ранних своих экспериментах, Анохин пришел к выводу, что для понимания приспособительной активности индивида сле­дует изучать не "функции" отдельных органов или структур мозга в их традиционном понимании (как непосредственных отправлений того или иного субстрата), а органи­зацию целостных соотношений индивида со средой для получения конкретного ре­зультата. Рассмотрев функцию как достижение этого результата, Анохин дал следу­ющее определение функциональной системы. Системой можно назвать только та­кой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие

5

и взаимоотношение приобретают характер взаимоСОдействия компонентов, на­правленного на получение полезного результата.

Проблема цели, которая организует части в целое, придавая ему особые свойства, тесно связана с вопросом о специфике жизни. Анализ проблем происхождения и раз­вития жизни с позиций ТФС привел Анохина [10] к необходимости введения новой категории: опережающее отражение, которое появилось с зарождением на Земле жизни и является отличительным свойством последней. Оно связано с активным от­ношением живой материи к пространственно-временной структуре мира и состоит в опережающей, ускоренной подготовке к будущим изменениям среды. Так как прин­цип активного опережающего отражения начал действовать вместе с возникновени­ем жизни, он представлен на всех уровнях ее организации. Поэтому речь должна идти не о смене реактивности активностью на определенном этапе онто- или филогенеза, на определенном уровне организации тех или иных процессов, а только о том, в ка­кой форме этот принцип представлен на данном этапе и уровне.

Когда теория уже сформулирована, при ретроспективном анализе литературы могут быть обнаружены высказывания, предвосхитившие какие-либо ее положения. Такова ситуация и с ТФС. Например, Дж. Дейви еще в конце прошлого века отмечал, что "действие детерминировано не предшествующими событиями, а потребным ре­зультатом" [51, с. 100]. В 20-х гг. настоящего столетия А.А. Ухтомский [38] выдвигал представление о "подвижном функциональном органе", под которым понималось любое сочетание сил, приводящее к определенному результату. Тем не менее обос­нованную не только теоретически, но и богатейшим экспериментальным материа­лом, целостную систему представлений мы находим именно в ТФС. Ее целостность и последовательность состоит в том, что идея активности, целенаправленности не про­сто включается в ТФС наряду с другими положениями, но действительно определяет основное содержание, теоретический и методический аппарат теории. Эта идея опре­деляет и подходы к анализу конкретных механизмов достижения результата поведе­ния, действующих на уровне целостного организма, и понимание организации актив­ности отдельного нейрона. Как же отвечает ТФС на вопрос о механизмах, обеспечи­вающих объединение элементов в систему и достижение ее результата? Согласно ТФС, объединение осуществляется в рамках специальных системных механизмов.

Первый из них - афферентный синтез, в процессе которого на основе мотивации, при учете обстановки и прошлого опыта создаются условия для устранения избыточ­ных степеней свободы - принятия решения, что, как и когда сделать, чтобы получить полезный приспособительный результат. Принятие решения завершается формиро­ванием акцептора результатов действия, который представляет собой аппарат про­гнозирования параметров будущих результатов: этапных и конечного и их сличения с параметрами результатов, реально полученных при реализации программы дейст­вия. Эти системные механизмы составляют операциональную архитектонику любой функциональной системы (рис. 1). Их введение в концептуальную схему - второй важнейший признак, отличающий ТФС от других вариантов системного подхода.

II. ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ ПСИХОЛОГИИ 1. СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Поведенческий континуум. В классическом варианте ТФС включала понятие "пускового стимула". Однако кажущаяся необходимость использования этого поня­тия отпадает при рассмотрении поведенческого акта не изолированно, а как компо­нента поведенческого континуума, последовательности поведенческих актов, совер­шаемых индивидом на протяжении его жизни. При этом оказывается, что следую­щий акт в континууме реализуется после достижения и оценки результата предыдущего акта. Эта оценка - необходимая часть процессов организации следую­щего акта, которые, таким образом, могут быть рассмотрены как трансформацион­ные, или процессы перехода от одного акта к другому. Места для стимула в контину-

6

уме нет (рис. 1). С теми изменениями среды, которые традиционно рассматриваются как стимул для данного акта, информационно связано на самом деле предыдущее по­ведение, в рамках которого эти изменения ожидались, предвиделись в составе модели будущего результата - цели.

Представление о детерминации активности нейрона в теории функциональных систем. С позиций парадигмы реактивности поведение индивида представляет собой реакцию на стимул. В основе реакции лежит проведение возбуждения по рефлектор­ной дуге, обеспечиваемое нейронами - элементами, реагирующими разрядами на стимул, в качестве которого выступает импульсация, получаемая нейроном от других клеток.

П.К. Анохин считал неправомерным перенос представления о проведении воз­буждения с нервного волокна на нейрон. Он считал, что процесс, обеспечивающий переход от пре- к постсинаптическим образованиям, продолжается в непрерывной цепи химических процессов внутри нейрона и, главное, все межклеточные контакты служат обмену метаболическими субстратами между контактирующими клеточны­ми образованиями. Переход от "проведенческой концепции" к рассмотрению нейро­на как "организма", получающего необходимые ему метаболиты из окружающей "микросреды", был тем шагом, который предопределил направление последующей разработки проблемы в системной психофизиологии.

В ее рамках развито представление о том, что нейрон, как и любая живая клетка, реализует генетическую программу, нуждаясь в метаболитах, поступающих к нему от других клеток [47]. Последовательность событий в деятельности нейрона пред­ставляется аналогичной той, которая характеризует целенаправленный организм, а его импульсация - аналогом действию индивида. Активность нейрона, как и поведе­ние организма, является не реакцией, а средством изменения соотношения со средой, "действием", которое обусловливает устранение несоответствия между "потребнос­тями" и микросредой, в частности, за счет изменений кровотока, метаболического притока от глиальных клеток, активности других нейронов. Эти изменения, если они соответствуют текущим метаболическим "потребностям" нейрона, приводят к до­стижению им "результата" (получению необходимого набора метаболитов) и пре­кращению его импульсной активности. Обеспечить "потребности" своего метабо­лизма нейрон может, только объединяясь с другими элементами организма в функ­циональную систему. Их взаимосодействие, совместная активность обеспечивают достижение результата, нового соотношения целостного индивида и среды. "Изнут­ри", на уровне отдельных нейронов достижение результата выступает как удовлетво­рение метаболических "потребностей" нейронов и прекращает их активность.

Итак, поскольку системная психофизиология отвергает парадигму реактивности, основывая свои положения на представлении об опережающем отражении, о направ­ленной в будущее активности не только индивида, но и отдельных нейронов, постоль­ку она обеспечивает для психологии, оперирующей понятиями активности и целена­правленности, возможность избавления от эклектических представлений, часто по­являющихся при использовании материала нейронаук.

Решение психофизиологической проблемы в системной психофизиологии. С по­зиций бихевиоризма можно полагать, что "рассмотрение проблемы дух - тело не за­трагивает ни тип выбираемой проблемы, ни формулировку решения этой проблемы" [37, с. 25]. Мы считаем, что именно от ее решения зависит понятийный аппарат ис­следования, его задачи и методы. Традиционные психофизиологические исследова­ния проводятся, как правило, с позиций "коррелятивной (сопоставляющей) психофи­зиологии". В этих исследованиях психические явления напрямую сопоставляются с локализуемыми элементарными физиологическими явлениями. Задачей подобных исследований, формулируемой, как правило, в терминах парадигмы реактивности, является разработка представлений о физиологических механизмах психических процессов и состояний. В рамках подобных представлений "психические процессы" описываются в терминах возбуждения и торможения мозговых структур, свойств ре-

7

цептивных полей нейронов и т.п. Следствие подобных корреляций - редукционизм [11,20].

Решение задач коррелятивной психофизиологии не требует какой-либо специаль­ной методологии, которая могла бы, по выражению Анохина, стать "концептуаль­ным мостом" между психологией и физиологией. Если психолог при изучении вос­приятия сложных зрительных паттернов регистрирует какой-либо электрофизиоло­гический показатель или нейрофизиолог при обсуждении свойств активности нейронов сенсорных структур использует термины "восприятие", "образ" и т.п., их работы могут рассматриваться как психофизиологические с позиций коррелятивной

8

психофизиологии, которая неоднократно подвергалась аргументированной критике и психологов, и психофизиологов [3, 16, 46, 47].

Принципиальным недостатком коррелятивной психофизиологии является прямое сопоставление психического и физиологического, что сточки зрения психологии ма­лопродуктивно [28, 39 и др.] и неизменно приводит к рассмотрению психологических и физиологических процессов как тождественных, параллельно протекающих или взаимодействующих.

В настоящее время многие психологи и философы в качестве основного препят­ствия на пути к синтезу психологического и физиологического знания рассматрива­ют эмерджентность психического, т.е. появление на уровне психического таких спе­цифических качеств, которыми не обладает физиологическое [50]. Системное реше­ние психофизиологической проблемы, данное В.Б. Швырковым [43, 47], превращает эмерджентность, которая была пропастью, разделяющей психологию и нейронауки, в "концептуальный мост", объединяющий эти дисциплины и формирующий новое направление исследований -


Cсылка для сайта (HTML):

Cсылка для форума (BBCode):